МОУ Есаульская

средняя общеобразовательная школа 

 

                                          esauldream@mail.ru     8(351)44-97-368, 8(351)44-97-290

Система воспитания

 

Зарождение, становление и развитие воспитательной системы школы являются этапами длительного и сложного процесса, проходящего под влиянием множества объективных и субъективных факторов и вносящего существенные изменения в жизнедеятельность учебного заведения и окружающего социума. Успешность его протекания во многом зависит от умения определить, что, как и когда надо изменить в развивающемся организме школы.

МОУ Есаульская СОШ не сразу стала средней, сначала она была  начальной, затем в 40-х годах – семилетней и с 1963 года становится средней.

Школа расположена в поселке Есаульском, недалеко от г. Челябинска. Поселок  является промышленным. Экологические факторы отрицательные. В поселке имеется Школа Искусств, Дом Культуры. В основном в школе обучаются дети из п. Есаульского, но есть дети из близлежащих деревень: д. Заварухино, д. Ужовка; дети из детского дома. 

В школе обучаются 59 детей из неполных семей, 47 – малообеспеченных, 27 – неблагополучных, 52 – из многодетных семей, 5 – дети, находящиеся под опекой своих родственников, 45 – воспитанники детского дома.

 

Количество учащихся, классов-комплектов, педагогов за 5 лет. 

Показатели

2001-2002

2002-2003

2003-2004

2004 -2005

2005-2006

1

Количество учащихся

465

455

424

396

384

2

Количество классов-комплектов

23

22

20

19

22

3

Педагоги

 

32

36

36

35

39

 

Ведущая педагогическая идея школы: развитие в школе воспитательной системы  гуманистического типа, направленной на уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимости к мнению детей, доброте и внимательному отношению к ним, что создает психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой.

Основой разработанной модели школы служит предоставление всем ученикам стартовых возможностей, создание условий для самореализации личности, развитие индивидуальных способностей ребенка, выявление способных и одаренных детей, укрепление физического здоровья учащихся.

Педагогический коллектив школы видит своего выпускника физически и психически здоровой личностью, ответственным за поведение в обществе и природе, гражданином культурным, готовым к самореализации в жизни или личность гармонично развитого человека.

Одной из наиболее эффективных форм воспитательной работы является личностно-ориентированное и  коллективно-творческое воспитание.

Концепция воспитательной системы разрабатывалась на основе педагогических идей Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского;  педагогических технологий: Т.Н. Волкова, И.П. Иванова, В.А. Караковского.

 

Целью воспитательной системы является максимальное развитие личности ученика, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

 

Основные задачи воспитательной работы:

1.   Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей (потребность быть здоровым).

2.   Создание для каждого условий защищенности (потребность к защищенности, безопасности).

3.   Организация разнообразной, творческой личностной и общественно-значимой деятельности детей (потребность в творческой деятельности).

4.   Создание условий для самоутверждения каждого ребенка (потребность в уважении, в признании).

5.   Создание условий и оказание помощи в поисках и обретения нравственных ценностей и смысла жизни (потребность в смысле жизни).

6.   Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, приемам саморегуляции, самоуправления и самовоспитания (потребность в самореализации).

7.   Воспитание чувств. Привитие оптимистического мировосприятия, научение радостному, высоконравственному проживанию жизни, каждой ее минутой. Сделать школу «школой радости» (по Сухомлинскому) (потребность в удовольствии, в наслаждении, в радости).

 

Основные задачи формируются через идею «общей заботы»:

 

 I ступень – Забота о близких и знакомых людях;

 II ступень – Забота об окружающих людях, о своем коллективе, о своем развитии;

 III ступень – Забота о своем развитии вместе с классом, школой.

 

МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОГО ЧЕЛОВЕКА.

 

Модернизация и совершенствование концепции воспитательной работы в школе проходит по следующим направлениям:

 1.     Здоровьесберегающее – данное направление является приоритетным.

 Цель: Пропаганда здорового образа жизни, профилактическая работа по сохранению безопасности жизнедеятельности, укрепление здоровья.

 2.     Нравственно-эстетическое направление. 

Цель: Формирование нравственных идеалов, возможности самовыражения, формирование активной гражданской позиции.

 3.     Научно-исследовательское направление. 

Цель: Активизация творческого подхода к интеллектуальной деятельности, повышение интереса к обучению, расширение кругозора.

 4.    Краеведческо-патриотическое направление. 

Цель: Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам поселка, Отечества.

   Воспитательные технологии.

 

Процесс воспитания в школе направлен на формирование личности. В формировании личности можно выделить много направлений, но необходимо сконцентрировать психологическое обеспечение вокруг трех основных личностных образований (по А.К. Колеченко):

1) Я – концепция (здоровое самоуважение);

2) Сотрудничество (отношение к другим, развитие чувств, объединяющих людей на уровне относительно устойчивых и постоянных отношений);

3) Законопослушание (сила сверх Я).

 

Неиссякаемым источником психологического обеспечения являются педагогические технологии, которые, по сути, являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса (Лихачев).

 

В воспитательной системе школы используются следующие технологии воспитания (деятельностная и личностно-ориентированная):

 

- «Технология развивающих игр», автор Б.П. Никитин;

- «Технология «Диалог культур», авторы В.С. Библер, С.Ю. Курганов;

- «Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности», авторы И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов;

- «Педагогика сотрудничества», автор Ш.А. Амонашвили;

- «Технология развивающей кооперации методом технологических игр», автор Т.Ф. Акбашев

Система воспитательной работы.

 

Признаки гуманистически ориентированной воспитательной системы школы:

·        наличие единой концепции развития школьной воспитательной системы,

·        формирование здорового образа жизни,

·        сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм воздействия и взаимодействия,

·        обеспечение защитных функций коллектива,

·        разнообразная и многообразная совместная деятельность разновозрастных коллективов и объединений.

 

В основу воспитательной работы в школе положена гуманистическая концепция, в центре внимания которой – человек, способный к саморазвитию, саморегуляции во взаимодействии с другими людьми и творческому самосовершенствованию.


Главное направление воспитательной системы:

·        ученическое самоуправление;

·        гражданское воспитание;

·        социальное проектирование;

·        программы «Здоровый образ жизни», «Одаренные дети»;

·   дополнительное образование (кружки, секции, центр дополнительного образования школы) 

 

Система профилактики безнадзорности, правонарушений, вредных привычек.

 Уже несколько лет Сосновский район работает по программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2003-2006год»

Цель программы:

- Укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

- Создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуаций.

Задачи: 

- Формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции с обществом детей, находящихся в трудной ситуации.

- Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

По этой программе в нашей школе проводится следующая работа:

- разработана система работы по профилактике правонарушений;

- составлен план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений;

- ведется учет и контроль детей по микроучасткам  п. Есаульского, д. Заварухино и д. Ужовка;

- постановка детей на педагогический учет и работа с детьми различных групп риска (невроз, курение, дети, в семьях которых употребляют алкоголь). Работа с семьями из этих групп осуществляется через совет профилактики.

- проводятся индивидуальные беседы с детьми и их семьями классными руководителями, администрацией школы, социальным педагогом;

- проведение межведомственных районных акций «Подросток», «Брошенные дети», «Защита».

 

Количество детей стоящих:

2002-2003

2003-2004

2004-2005

2005-2006

- на  педагогическом учете;

37

14

19

15

- на учете в ИДН

6

1

4

1

 

Здесь работа направлена на выявление учащихся с плохой учебой, поведением, находящихся в трудной жизненной ситуации. На каждого ученика оформляется карточка-характеристика, в которой отражены сведения об отношениях ученика к школе, родителям, ученикам и работа, проведенная с учеником в течение года: беседы классного руководителя, администрации, совет профилактики, посещение семей, где проживают эти дети. Учащиеся группы «риска» вовлекаются во внеклассную, кружковую работу, спортивные секции.

 

Система работы МОУ Есаульская СОШ по профилактике правонарушений 

Одно из направлений работы школы – взаимодействие семьи и школы. Суть взаимодействия коллектива и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости друг к другу. Это помогает педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.  

Механизм взаимодействия семьи и социума.

 

Взаимодействие ОУ с учреждениями дополнительного образования и другими учреждениями социально образовательной сферы.

 

Одной из задач, стоящих перед педагогами школы, является развитие ученического самоуправления. В школе действует следующая система школьного самоуправления:

- для I ступени – эскадра «Бригантина», в задачи которой входит:

1.     Организация и сплочение детского коллектива;

2.     Развитие самостоятельности и ответственности за порученное дело

3.     Воспитание трудолюбия и патриотизма;

4.     Активизация самовоспитания школьников.

- для II, III ступени – «Школьная республика», главная задача которой – приобретение знаний, умений и навыков управленческой деятельности, формирование активной жизненной позиции и воспитание гражданственности.   СТРУКТУРА САМОУПРАВЛЕНИЯ МОУ Есаульская СОШ.

 

Взаимодействие комиссий при подготовке школьных мероприятий.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz