| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История Есульской МТС
Начало 30-ых годов. В стране развернулась массовая коллективизация сельского хозяйства. Для того, чтобы обеспечить колхозы сельскохозяйственной техникой организовывались Машино - тракторные станции. Задачи МТС: организация колхозов руководство ими, техническая , агрономическая и ветеринарная помощь колхозам и единоличникам. МТС должны были проводить в деревне партийную линию на искоренение кулаков, как класса. В 1930 году было решено организовать Машино- тракторную станцию в Челябинском сельскохозяйственном районе ( современные Сосновский, Красноармейский, часть Еткульского района ). Определили место для МТС – посёлок Есаульский. Недалеко от города. Рядом железная дорога. На оборудование МТС по району необходимо было собрать более 60 тысяч рублей. В декабре 1930 года в Есаулке открыты трёхмесячные курсы трактористов на 160 человек. Для работы в МТС прислали 2-х агрономов. «Большим для нас достижением является организация в пределах нашего колхоза машино - тракторной станции. Вокруг её организации сейчас развёртывается ожесточенная классовая борьба. Кулачество и его агентура видят, что МТС ускорит перевод деревни на социалистические рельсы. Злобный враг выдумывает всякие небылицы. Но мы построим МТС наперекор всем врагам. В честь 13-ой годовщины ОГУП мы просим районные и областные организации присвоить Есаульской МТС имя ОГУП. МТС имени ОГУП будет угрозой всей кулацкой своре , делающей жалкие попытки сорвать колхозное строительство». (Колхозники колхоза «Новый путь», газ. Челябинский рабочий 20 декабря 1930г.) Весной 1931 года в МТС поступило первых 20 тракторов (8 кейсов и 12 интеров). Было организовано 7 тракторных отрядов, которые обслуживали Кременкульский Харлушевский , Баландинский Есаульский, Долглдеревенский С/ советы коммуну «Новое Поле». Тракторные бригады работали на своей первой посевной в 3 смены по22.5 часа в сутки. Первая посевная проходила трудно: не хватало опыта работы с тракторами, техника часто выходила из строя, Работники МТС не имели норм выработки, не было организовано соревнования между бригадами. Но план посева МТС выполнила –колхозы с её помощью засеяли 22.287 га.
В этом первом году в Трактористы: Невзорв, Казанцев, Подкорытов, Кодочкин, Павлова, Колмогорцева, Пирогова Вера. Агрономы – Федулов Иван Алексеевич, Соколов Павел Семёнович Механики - Трутенко Григорий Якимович, Бердюгин Семён Степанович.
Первым директором Есаульской МТС был Фоминых Григорий Михайлович. Родился он в 1896 году в рабочей семье, участвовал в гражданской войне. В конце 1930 – начале 1031 года – ему пришлось организовать МТС практически на пустом месте. Но летом 1931 года – в разгар работ Фоминых Г.М. был уволен с должности директора и исключен из рядов ВКП (б) за то, что имел небольшую торговлю и владел сельхозмашинами. Претензией к его работе, как директора МТС, предъявлено не было.
По существу главную роль в руководстве МТС играла партийная организация , которую возглавил а апреле 1931 г Пионерских Ким Мухаметович. Прислан на эту работу Челябинским горком ВКП(б). Руководителю коммунистов МТС было всего 22 года. Создания при Есаульской МТС партийная организация объединила коммунистов всех колхозов зоны МТС. Только за время посевной 1931 года в коммунистическую партию вступило 159 колхозников – ударников, трактористов.
В 1933 году в МТС образован политотдел – чрезвычайный орган руководства всеми колхозами зоны МТС, Начальником политотдела Есаульской МТС был присланный из Челябинска А. Якушев. «ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТОТДЕЛА ЕСАУЛЬСКОЙ МТС ОТ 10 АВГУСТА 1933г. «О ХОДЕ УБОРКИ ПО КОЛХОЗУ «КРАСНЫЙ Урал», Политотдел постановляет: 1. Объявить выговор председателю колхоза т. Кирганову и секретарю ячейки ВКП(б) т. Меньшикову предупредить их, если положение с уборочной не будет выправлено к 13 августа, а сдача ржи к 12 августа, они будут привлечены к партийной и судебной ответственности, как за срыв уборки и хлебосдачи государству. Начальник политотдела Есаульской МТС Якушев . (Архив обкома КПСС фонд 191, опись I, Дело 10, лист 133). На территории МТС возникли первые постройки: контора, Мастерская техремонта, материальный склад, пожарное депо, техника была укрыта под навесами. Для специалистов были построены вначале – дом на 7 квартир, затем ещё два дома на 5 и 8 квартир. В 1931 году была проведена телефонная и телеграфная линии, улучшены дороги, построены новые мосты в зоне действия МТС. В районе деятельности Есаульской МТС в 1931 г. – 95% бедняцких и крестьянских хозяйств вошло в колхозы. В дальнейшем Есаульская МТС продолжала расти и укрепляться, росла её роль в руководстве и помощи колхозам. В 1934 году МТС обслуживала 18 колхозов.
Материальная база Есаульской МТС.
С 1933 по 1939 год Есаульскую МТС возглавлял Сухов Николай Михайлович. Бывший рабочий, приехав в МТС, он создал в хозяйстве крепкий актив, большое внимание уделял подготовке кадров механизаторов. С 1931 по 1938 годы в МТС было подготовлено 910 трактористов и 54 комбайнера. Большое внимание уделялось на предприятии созданию хороших бытовых условий. Построены квартиры для рабочих, образцовая столовая, у каждой тракторной бригады – по два жилых вагончика для отдыха в полевых условиях. «Сухов подобрал преданный колхозному строю энергичный командный состав. Он предоставил им широкую инициативу, никогда не командовал ими, не подменял их. Этим самым поднимался авторитет работников, росло их чувство ответственности. Чуткость, внимательное отношение к человеку, умение организовать работу – таков стиль работы Сухова. Он повседневно воспитывал как работников своей МТС, так и руководителей колхоза в духе безусловного выполнения оставленных задач, взятых на себя обязательств». (Из книги «Челябинская область на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке». Челябинск, 1939г.)
В 1939 году Сухов Н.М. был выдвинут на должность начальника Областного земельного отдела в Челябинский облисполком. За большие успехи в работе Есаульская МТС бала награждена Орденом Знак Почета. МТС принимала участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. «Рекомендовать кандидатами ВСХВ следующие хозяйства и передовиков. 1. Есаульскую МТС, добившуюся получения хозяйственности… в среднем за 3 года с площади 12604 га по 11,6 ц га., выработка на каждый трактор ЧТЗ – 1519 га, на трактор СТЗ – 665 га и на трактор У -2 -215 га. 2. Директора Есаульской МТС Бердюгина Семёна Степановича, до 1939 года работающего в МТС старшим механиком в течением 6 лет, обеспечивающего высокое качество ремонта тракторов и выработку последних. 3. Старшего агронома Есаульской МТС Хорошавина Леонида Сергеевича, обеспечивающего получение высокой урожайности… 4. Старшего бригадира Есаульской МТС Веденеева Фёдора Алексеевича… 5. Бригадира тракторной бригады Парфентьева Александра Васильевича… 6. Бригадира тракторной бригады Бухарина Аркадия Никаноровича… 7. Тракториста Новикова Ивана Павловича… 8. Тракториста Некрасова Фому Васильевича… 9. Тракториста Заварухина Василия Николаевича… 10. Тракториста Казанцева Степана Ивановича… 11. Тракториста Бухарина Ивана Андреевича… 12. Тракториста Дернов Александра Андреевича… 13. Механика Воронцова Константина Ипполитовича… 14. Кузнеца Удалова Илью Ивановича… ( Из Постановления Сосновского райисполкома от 27 января 1940 года.
Государственный архив, Челябинской области. Фонд 1749, Опись 1 Дело 12 Лист 46) Директором Есаульской МТС с 1939 по 1941 год был Семён Степанович Бердюгин. Родился в 1907 году в деревне Новые Ключи. С 8 лет остался сиротой. В 131 году вступил в колхоз, стал комсомольце. В 1931 году пришёл на работу в Есаульскую МТС. Учился на механика. Став в 1932 г. Старшим механиком МТС, четко организовал работу мастерских. Директором С.С. Бердюгин был чуть более двух лет. Но оставил у работников МТС хорошую память: он был отзывчивый, спокойный, честный руководитель, по – справедливости решал дела. 20 февраля 1940 года С.С. Бердюгин был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Работа Есаульской МТС неоднократно отмечалась: в 1934 году – лучшие работники МТС были направлены на II Всесоюзный съезд колхозников – ударников. В 1937 – 1938 г.г. – группа работников МТС награждена орденами и наградами.
Лето 1941 года. С началом войн значительная часть работников МТС, во главе с директором МТС Бердюгиным С.С. уходит на фронт. Выступления на митинге в Есаульской МТС: « Невзоров (заведующий МТМ) – « Я с величайшим волнением выслушал по радо речь председателя ГКО товарища Сталина. Мы будем свято хранить и выполнять указания нашего вождя, с которым он обратился к нам. Наша задача –хорошо подготовиться к уборке урожая и провести её в срок и баз потерь. Комбайновый парк готов к уборке, качество ремонта хорошее. Я беру обязательство организовать техническую учёбу женщин, подготовить из них отличных трактористок, комбайнерок и штурвальных. Украинский (машинист). « Сейчас нет разницы между фронтом и тылом. С первого дня войны я выполняю нормы на 120 проц. Обещаю увеличить производительность труда вдвое». Кузьминых (токарь). « Я за последние дни систематически выполняю сменные нормы на 130 проц. С сегодняшнего дня обязуюсь давать не менее двух норм в день». (Газета Челябинский рабочий, № 157, 1941г.) Из воспоминаний Н.И. Красильниковой. «С начала войны все мужчины в деревне ушли на фронт, остались старики, женщины да подростки. Зимой 1941 года окончила курсы трактористов при Есаульской МТС. Весной проложила свою первую борозду. Была организована женская тракторная бригада, в которую вошли Ф.Заварухина, А.Кудрина, В.Бухарина. Руководил бригадой М.А. Поспелов. Достался девчонкам тот же фронт, только без взрывов. С рассвета и до полуночи не глушили моторов. Дисциплина была строжайшая. Глубоко врезалась в память осень 1944 г. Молодежные бригады встали на комсомольскую вахту. Целую неделю сутками работали под девизом: «Все для фронта, все для победы». Очень трудно было работать, а еще труднее переживать вести с фронта. В деревню шли похоронки на близких людей. Вот расслабляться даже в горе было нельзя: фронт ждал хлеба, мяса». Всю войну Надя держала первенство в женской тракторной бригаде, а сама бригада признавалась одной из лучших в районе. Историю Победы можно писать бесконечно. Чем дальше уходит от нас Великая Отечественная война, тем меньше остается ее участников. Жизнь идет, память остается. Память, которая нужна живым. Сегодня в нашем поселке проживает 10 ветеранов Великой Отечественной войны. Наша задача помогать нашим героям, не забывать их. Они защищали нашу Родину, дали нам возможность жить, работать, учиться.
Руководили работой МТС в послевоенные годы Баграмов А. А., Серовиков Ф. М., Горохов В. П.С 1953 по 1957 годы директором МТС был УЛЬМАН Иона Ефремович. Учёный-практик, всю жизнь связанный с сельским хозяйством, он внёс новые моменты в работу МТС. В эти годы усилилось внедрение новой техники, изобретательская и рационализаторская работа. Есаульская МТС поддерживала тесную связь с Челябинским тракторным заводом. Внедрён поточно-узловой метод ремонта. МТС стала занимать первые места в области по итогам соцсоревнования. В 1955 г. за работу в МТС И. Е. Ульман был награждён орденом Знак Почёта.И.Е. Ульман в 1957 г. был отозван для работы в ЧИМЭСХ, был ректором института. Умер в 1990 году.
В послевоенные годы происходило дальнейшее укрепление и развитие Есаульской МТС. После войны МТС обслуживала 6 укрупнённых колхозов с общей площадью земельных угодий 38629 га., в том числе пашни-22126 га. Росла производительность труда: в 1949 году на один трактор приходилось 491 га мягкой пахоты, а в 1951 году-уже 670 га. Выросло количество техники. Материально-техническая база МТС в послевоенные годы
Поступала в МТС новейшая техника. Грузовики ЗИЛ-5, ЗИС-50, ГАЗ-51, ГАЗ -МММ, ГАЗ-М1, трактора С-80, ДТ-54, СТЗ-НАТИ, комбайны «Сталинец-1», «Сталинец-6» и первый самоходный комбайн «С-4». Костяк работников МТС составляли знающие своё дело, опытные специалисты.
Комбайнёр Ахматнуров работал в МТС с 1946 года, постоянно выполнял повышенные обязательства. Занимаясь активно рационализаторской деятельностью, увеличил мощность комбайна, переоборудовал бункер для загрузки зерна. В 1951 году был награждён орденом Ленина.
Бригадир трактористов Ф. М. Куликов чётко организовал работу своей бригады. Постоянно перевыполнял производственные планы. Награждён орденом Ленина и медалью Золотая Звезда Героя Социалистического Труда в 1950 году. Все работники МТС были вовлечены в социалистическое соревнование: боролись за высокое качество работ, выполнение работ в лучшие агротехнические сроки, продление межремонтного срока машин, получение высоких урожаев на всей площади и экономии топлива. П. А. Быков в 1953 году вышел на первое место в социалистическом соревновании механизаторов Есаульской МТС, в 1955 г.-участник Всесоюзной сельхозвыставки, награждён двумя большими Серебряными медалями ВСХВ и премирован часами «Победа».
Высоких наград Родины в эти годы были удостоены: Чуваков М.А., Заварухин П.И., Заварухин С.А., Куликов Н.А., Ехлаков Г.А., Комаров А.Ф., Горохов В.П. и другие были награждены орденами Трудового Красного Знамени; Быков М.Д., Прожиркин А.П., Замятин И.Г.- орденом Ленина. Хорошо на предприятии организована работа технического обменного пункта, возглавляемая ВОЛКОВЫМ Юрием Ивановичем. Главная задача коллектива отдела главного механика это обслуживание всех служб предприятия и с этой задачей он справляется достаточно успешно. Именно наше предприятие обслуживает электрические и тепловые сети в посёлке, бесперебойно обеспечивает посёлок теплом, водой и другими коммунальными услугами. Одним из главных цехов нашего предприятия мы считаем детский сад- коллектив, которого на протяжении многих лет прекрасно работает. По итогам последних лет детский сад является лучшим среди сельских детских садов Челябинской области. В этом большая заслуга зав. детским садом СТОЛЯРОВОЙ Валентины Юрьевны. Гордимся мы своими шефскими связями со средней школой. Школу считаем одним из цехов предприятия. Может быть поэтому не испытываем недостатка в молодых кадрах, молодёжь идёт работать на предприятие охотно. Коллектив Есаульского ТТП на протяжении многих лет имеет сильный, стабильный, работоспособный коллектив. 40 лет отработал на предприятии рабочий стройцеха ЗЫРЯНОВ Александр Николаевич, АХТЯМОВ Сайфулла - тракторист. Особенно много ветеранов производства среди водителей авто гаража, это: ПАНИН Николай Яковлевич БУХАРИН Александр Григорьевич ХАРЧЕНКО Алексей Иванович БУЛЫЧЕВ Валентин Николаевич ЗЫРЯНОВ Анатолий Михайлович и многие, многие другие. Бывший водитель автогаража ВЕРЗАКОВ Пётр Александрович отработал на предприятии 38 лет, за годы работы снискал огромное уважение окружающих, за свой труд был награждён правительственными наградами. Многие рабочие предприятия награждены за свой труд орденами и медалями, среди них: ЕСИПОВИЧ Михаил Серафимович награждён орденом знак Почёта. МАЛЫХ Валентина Николаевна- орден Трудовой славы 3 степени. ИГНАТЬЕВ Виталий Лукич - орден Трудовой славы 3 степени. ПОДКОРЫТОВ Виталий Николаевич - медалью за Трудовое отличие. ЦЫПЛЯТНИКОВ Владимир Степанович - орденами Трудовой Славы I и II степеней и многие другие.
История МТС в современное время
С 1989 года носит название «Ремонтно-техническое предприятие. С 60-х гг. до 1989 г. предприятием руководили: ЩЕРБАКОВ В.Д., СУРОВЯТКИН Г.Н., РОТАТОВВ. И Такое же большое внимание уделялось производству и развитию соцкультбыта нынешним коллективом РТП и его руководителем В.А. МАЛЁВЫМ. Есаульское ремонтно-техническое предприятие на было совершенное, развитое предприятие, имеющие огромные производственные ресурсы. На предприятии трудилось 430 рабочих и служащих. Работа предприятия была сложна и разнообразна и особенно необходима району. Они очень много сделали не только для развития производства, но для улучшения социально-культурной базы нашего посёлка. В эти годы велось широкое жилищное строительство, построены Дом культуры, общежитие, музыкальная школа, баня и т.д. В настоящее время коллектив предприятия, как и вся наша страна испытывает определенные трудности, но мы верим, что если работать слаженно с учётом перспективы и развития предприятия, то все трудности преодолимы. История нашего предприятия это доказала.До 1993 года предприятие было государственным. С 1993г. - Открытое акционерное общество Есаульское ремонтно-техническое предприятие.Акциями владеет 41 акционеров связи с тем, что сельхозтехника распалась, ищем работу сами. Предприятие в первую очередь, обслуживает сельхозтехнику. Занимается перевозкой грузов. Основная работа - это центр по реализации новой техники. Несёт гарантийные обязательства по ремонту перед потребителями сельхозтехники. Сельскохозяйственные машины поступают: С Минского тракторного завода, Гомельского и Воронежского Сельмаша, Коломенского машиностроительного завода, Красноярского комбайнового завода и других. Внутри посёлка: отопление, водоснабжение, служба ЖКХ. На предприятии работают 120 человек. Арендуют площади: кожцех, стройцех и другие. Материал подготовлен К. Бедрицкой ученицей 10 кл. МОУ Есаульской СОШ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |